Мифтахов Каюм (Габдулкаюм) Гайнанович, ученый-востоковед, фольклорист, исследователь кыргызского эпоса «Манас».

Мифтахов Каюм (Габдулкаюм) Гайнанович, ученый-востоковед, фольклорист, исследователь кыргызского эпоса «Манас». 

Фото Kanybek Bakir.
Родился 16.06.1892г., в деревне Насибаш Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне – Салаватский район республики Башкортостан) в большой крестьянской семье, пятый из 16 детей.

Восьмилетний Каюм сбежал из дома в соседнее село к родственникам, они-то и устроили его в местную школу. В 14 лет он попадает в город Троицк, где с 1907 по 1911 годы учится в медресе «Расулия», одновременно зарабатывая себе на жизнь. Не окончив и пяти классов, нанимается в пастухи к казахскому баю Ибраю Турдугулову. Тот, заметив способности юноши, определяет его учителем своих детей. Благодарный бай помог ему поступить в Уфимское высшее медресе «Галия», где он проучился с 1911 по 1913 год. Кстати, здесь Каюм подружился с поэтом Шайхзаде Бабичем.
По окончании медресе молодой учитель обучал грамоте детей в сельских школах Казахстана, где увлекся сбором фольклорных материалов: сказок, песен, легенд, игр и обычаев, собирая казахский и киргизский фольклор. Тысячи страниц было собрано ученым в те годы. Но значительная часть их была арестована, попав в архивы туркестанских партийных органов. После народных волнений в Средней Азии против участия в первой мировой войне (1916 год) судьба забросила исследователя в провинцию Синьцзян на северо-восток Китая, где Мифтахов вопреки преследованиям китайских властей занимался организацией первых школ для детей мусульман, не забывая вместе с тем свое любимое дело — изучение устного народного творчества кыргызов, казахов и уйгуров.
Многие из материалов, собранных Каюмом Мифтаховым, были напечатаны под другими фамилиями, остальные бесследно исчезли.
В 1920 году он совершает длительную экспедицию по всему Киргизстану, где впервые приступает к записям отрывков эпоса «Манас».

В 1922 году в Нарыиском уезде Киргизстана Каюм Мифтахов познакомился с одним из последних выдающихся манасчи Сагымбаем Орозбаковым. За многие годы он встретился более чем с 900 сказителями, всякий раз подробно фиксируя в своих записях каждое услышанное им слово. Записи велись на основе арабской графики. Некоторые труды подписывал псевдонимами: Юрузянский, Мухамед Ниси, Шункар и др.
В 1923 году Каюм Мифтахов в газете «Тильчи» (№ 23) и «Джетысуйская правда» (№ 28 и 29) опубликовал свои рекомендации для учителей (на их основе впоследствии была составлена киргизская орфография).
В августе 1941 года Каюм Мифтахов вернулся в Башкирию.
В 1942 году Каюм Мифтахов добровольцем ушел на фронт, воевал на кораблях Балтийского флота, в блокадном Ленинграде. В 1944 году был контужен и демобилизован около года жил в Усть-Катаве Челябинской области работал в школе № 1. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.»

Затем вернулся в Киргизию. Продолжил работу по сбору записей «манасчи».

Биографы сравнивают Каюма Мифтахова с известным собирателем устного народного творчества Владимиром Далем. Подобно своему предшественнику ученый, владевший шестью языками, за десятки лет работы встретился с 900 сказителями-манасчи, по крупинкам собирая воедино древнейший поэтический памятник киргизского народа. По данным Академии наук Киргизии, сегодня в ее архивах хранится более одной тысячи печатных листов, посвященных эпосу «Манас». Большая часть их собрана Каюмом Мифтаховым с 1916 по 1946 годы.
Утром 5 октября 1948 года его нашли повешенным в одном из домов в селе Байтык вблизи города Фрунзе (по некоторым версиям — убит).
Похоронен на кладбище Ала-Арча г. Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР.

Каюм Мифтахов награжден указом президента республики Кыргызстан А.Акаевым памятной юбилейной медалью «Манас-1000» посмертно.

Эпос «Манас» — включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире, описывающий события по истории кыргызского народа IX-XVIII веков, носит без преувеличения энциклопедический характер. Здесь упоминаются наименования 113 государств и народов, 530 городов и сел, множества рек и трех континентов (Европа, Азия, Африка). Исследователи установили, что в эпосе можно найти свидетельства этнокультурных связей племен и народов, вошедших в состав кыргызов и башкир.
Героический эпос-трилогия «Манас» в своем самом коротком варианте (свыше полумиллиона стихотворных строк) превосходит по объему все известные эпосы мира («Иллиаду» — в 32 раза, «Шахнаме» — в 4 раза, «Махабхарату» — на сто с лишним тысяч строк). В отличие от других эпосов, «Манас» был сложен в стихах и бытовал в виде грандиозного песнопения, исполняемого одним мастером (манасчи). По дошедшим до нас свидетельствам, это уникальное единство поэзии, музыки и виртуозного исполнения нередко приводило к появлению галлюцинаций у слушателей.

Реклама

Автор: askerbey

татарин, мусульманин, гражданин РФ, но не россиянин. Чл НДП Ватан с 1990 года, Нет такой нации "россиянин" Господь создал народы разными, равными и свободными,значит так и должно быть, Ему виднее.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s